ОТЧЕТ контрольного мероприятия по вопросу эффективности выполнения полномочий органами местного самоуправления по управлению и распоряжению земельными участками с целью увеличения доходов, поступающих в бюджет муниципального района

Наименование:ОТЧЕТ контрольного мероприятия по вопросу эффективности выполнения полномочий органами местного самоуправления по управлению и распоряжению земельными участками с целью увеличения доходов, поступающих в бюджет муниципального района
Дата:07.06.2013
Статус действия:Действующий

                                                                      УТВЕРЖДАЮ:

Председатель Контрольно-счетной

                                                                 палаты муниципального района

                                                                _____________Е.В. Сорокина

                                                   «_08__»_июня___2013 г                                                              

 

ОТЧЕТ

контрольного мероприятия по вопросу эффективности выполнения полномочий органами местного самоуправления по управлению и распоряжению земельными участками с целью увеличения доходов, поступающих в бюджет муниципального района

 

п. Парфино                                                                           07 июня 2013 года

 

Основание для проведения проверки: план работы Контрольно-счетной палаты муниципального района на 2013 год, решение о проведении параллельного мероприятия Счетной палатой Новгородской области и Контрольно-счетной палатой Парфинского муниципального района.

Цель проверки: оценить эффективность выполнения полномочий органами местного самоуправления по управлению и распоряжению земельными участками с целью увеличения доходов, поступающих в бюджет муниципального района

 Объекты проверки: Администрация Парфинского муниципального района, Администрации Парфинского городского, Полавского и Федорковского сельских поселений.

Состав контрольно-ревизионной группы: председатель Контрольно-счетной палаты муниципального района Сорокина Евгения Валентиновна, ведущий инспектор Исакова Елена Алексеевна. 

Акты, заключения, справки, использованные в отчете: по результатам проверки оформлен сводный акт, который подписан руководителями объектов контроля без разногласий. Кроме того, в ходе проверки использованы материалы, полученные по запросам от администраций  городского и сельских поселений, отдела по управлению муниципальным имуществом Администрации муниципального района, управления сельского  хозяйства муниципального района.

 

  1. 1.     Общие положения.

 

В ходе контрольного мероприятия установлены нарушения на общую сумму  2,7  тыс. рублей по договорам  купли-продажи земельных участков собственникам расположенных на них зданий, сооружений.

 

Анализ нормативно-правовой базы,  регулирующей вопросы реализации прав и полномочий  в сфере управления, распоряжения и учета земельного фонда

 

К полномочиям органов местного самоуправления в соответствии со статьей 11 Земельного Кодекса  Российской Федерации в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия по решению вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

С целью регулирования вопросов  распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности муниципального района, а также земельными участками, которыми в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации вправе распоряжаться органы местного самоуправления, утверждены следующие нормативные правовые акты муниципального района:

- порядок предоставления земельных участков на территории Парфинского муниципального района, утвержденный решением Думы Парфинского муниципального района от 30 марта 2010 года № 437 «О Порядке предоставлении земельных участков на территории Парфинского муниципального района» (далее – Порядок). Порядком урегулированы вопросы по предоставлению земельных участков под строительство (кроме жилищного), жилищное строительство,   предоставление земельных участков в  собственность или в  аренду  в границах населенных пунктов для целей, не связанных со строительством, предоставление земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. Урегулированы вопросы  предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на которых расположены  здания, строения, сооружения. В данный правовой акт дважды вносились изменения, в части предоставления документов для приобретения права на земельный участок, и определен порядок организации и проведения аукциона на право заключения договоров аренды  земельных участков для целей, не связанных со строительством, расположенных в границах населенных пунктов;

- решение Думы Парфинского муниципального района от 29 апреля 2009 года № 362 «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам  в собственность на территории Парфинского муниципального района», которым урегулированы предельные минимальные и максимальные размеры предоставления земельных участков гражданам в собственность из земель, находящихся в  муниципальной собственности  и государственная собственность на которые не разграничена.

Ежегодно  Думой Парфинского муниципального района принимается  решение  об утверждении  коэффициентов, определяемых для различных видов функционального использования земельных участков, применяемых для расчета арендной платы за земельные участки. Этим же нормативно-правовым актом утверждается методика определения арендной платы за земельные участки, переданные в аренду, и устанавливается срок ее уплаты (ежегодно 15 сентября и 15 ноября). Для арендаторов определено, самостоятельно обращаться в Администрацию муниципального района для получения расчета арендной платы.

Вопросы  управления муниципальным имуществом, приватизации объектов муниципальной собственности, управления земельными ресурсами, находящимися в ведении или собственности муниципального района возложены на отдел по управлению муниципальным имуществом  района (далее - Отдел), который  создан постановлением Администрации муниципального района и входит в ее структуру.

При подготовке проекта решения  на очередной финансовый год Отдел ежегодно проводит анализ актуальности применения коэффициентов  к кадастровой стоимости земельных участков (далее- коэффициенты) для определения арендной платы, при этом учитывается изменение кадастровой стоимости земельных участков сдаваемых в аренду. Увеличение, как правило, планируется на очередной финансовый год  в объеме не более прогнозируемого роста потребительских цен. В течение 2010 -2012 годов не производилось  увеличение коэффициентов  для земельных участков, предназначенных для размещения домов многоэтажной жилой застройки, домов  индивидуальной жилой застройки, гаражей и автостоянок для хранения индивидуального транспорта, для хранения автотранспорта для личных, семейных, домашних и  иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

В целях внедрения экономических методов управления земельными ресурсами и повышения на этой основе эффективности использования земель      проводится  периодическая актуализация кадастровой оценки земель (не реже 1раз в 5 лет). Кадастровая оценка земель населенных пунктов  в Парфинском районе последний раз проводилась в 2008 году (постановление Администрации Новгородской области от 30 декабря 2008г. № 497). Кадастровая оценка земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и  иного специального назначения осуществлялась в 2011 году, а земель сельскохозяйственного назначения в 2012 году.

Значительный рост кадастровой стоимости земельных участков, предоставленных для промышленного производства на землях за пределами  населенных пунктов, на землях промышленности и иного специального назначения, в десятки раз увеличил объем арендной платы. По решению  Думы муниципального района для данной категории  арендаторов  были снижены коэффициенты, применяемые для расчета арендной платы в 23-50 раз, в зависимости от  площадей арендуемых земельных участков. Расчет  был произведен таким образом, чтобы увеличение арендной платы в 2012 году не превышало планируемый уровень роста потребительских цен на текущий финансовый год.

В целях  реализации  федерального закона  от 27 июля 2010 года «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», повышения качества исполнения и доступности результатов предоставления муниципальных услуг в части  земельных вопросов, постановлениями Администрации утверждено 8 административных регламентов.

По мнению Контрольно-счетной палаты, административные регламенты, разработанные до 2012 года,  требуют доработки и внесения изменений в них в связи с тем, что в перечне нормативно- правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с предоставлением услуг, имеются ссылки на законодательство, которое в настоящее время утратило силу (областной закон от 29.04.2002 № 39- ОЗ).

Анализ нормативных правовых актов поселений в части установления налоговых ставок земельного налога показал, что решением Совета депутатов  Федорковского сельского поселения от 12.11.2010 № 10 «Об  установлении земельного налога» определена ставка земельного налога для объектов религии в объеме 0,3 процента от кадастровой стоимости земельного участка. Данная норма нарушает пункт 4 статьи 395 Налогового  кодекса Российской Федерации, согласно которому  земельные участки, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного назначения, освобождаются от уплаты земельного налога.

 

Анализ поступления доходов от использования и от продажи земельных участков,  оценка  влияния мер нормативно-правового регулирования и  иных факторов на исполнение доходных статей бюджета муниципального района

 

Структура  поступления доходов бюджета муниципального района  от использования и продажи земельных участков представлена в Приложении 1 к настоящему отчету.  Доходы от использования и от продажи земельных участков поступили в консолидированный бюджет муниципального района  в 2010 году в объеме 3084,7 тыс. рублей, в 2011 году 4186,6  тыс. рублей, в 2012 году 5670,4 тыс. рублей. Удельный вес данного доходного источника в общем объеме налоговых и неналоговых доходов составляет в 2010 году 3,5 процента, в 2011 году 5,4 процента, в 2012 году 6,0 процента.

Доля земельного налога в объеме налоговых и неналоговых доходов  постепенно снижается (с 30,4 % в 2010 году до 25,7% в 2012 году). Имеет место снижение удельного веса доходов от передачи  в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (с 62,1% в 2010 году до 27,0% в 2012 году). При этом наблюдается устойчивый рост  доходов от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (с 7,5% в 2010 году до 46,6% в 2012 году).

Динамика поступления доходов от использования и продажи земельных участков в консолидированный бюджет муницпального района в 2010 - 2012 годах характеризуеттся следующими данными (рис. 1):

 

 

 

Рис. 1. Динамика поступления доходов в консолидированный бюджет муницпального района в 2010-2012 годах (тыс. руб.).

 

Доходы от передачи земельных участков в аренду постепенно снижаются от 1914,2 тыс. рублей в 2010 году до 1542,6тыс. рублей в 2012 году, главным образом, в связи с выкупом земельных участков в собственность. Этот фактор обуславливает рост доходов от продажи земельных участков в собственность с 232,5 тыс. рублей в 2010 году до 2673,7 тыс. рублей в 2012 году (рис. 1).

 

                   Динамика поступления доходов от использования и продажи земельных участков в 2010-2012 годах

Таблица 1

(тыс. рублей)

2010 год

2011 год

2012 год

сумма

 в % к 2010 году

сумма

 в % к 2010 году

 в % к 2011 году

Земельный налог

937,5

658,9

70,3

1454,1

155,1

2,2 раза

Доходы от  передачи в аренду  земельных участков

1914,7

1796,5

93,8

1542,6

80,6

85,9

Доходы от продажи земельных участков

232,5

1731,2

744,6

2673,7

11,5 раза

154,4

Итого

3084,7

4186,6

135,7

5670,4

183,8

135,4

Снижение поступления земельного налога в 2011 году  до 70,3 процентов к уровню 2010 года определено изменениями,  внесенными в Налоговый кодекс Российской Федерации. В соответствии Федеральным законом от 27 июля 2010 №229 –ФЗ  изменены сроки уплаты земельного налога для физических лиц. Срок уплаты установлен по земельному налогу для физических лиц  нормативными актами поселений не позднее 10 ноября, следующего за годом, за который исчислен налог. Ранее налогоплательщики – физические лица уплачивали налог не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. В течение налогового года уплачивали авансовые платежи не позднее 15 сентября и 15 ноября в размере  одной третьей налоговой ставки.

Доходы от продажи и использования в земельных участков  в общем объеме налоговых и неналоговых доходов в 2012 году имеют следующую структуру (рис. 2):

 

 

 

Рис. 2. Доходы от использования и продажи земельных участков в 2012 году

 

Объем выпадающих доходов консолидированного бюджета муниципального района от предоставления льгот по земельному налогу в 2011 году увеличился по сравнению с 2010 годом на 563,0 тыс. рублей или 5,5 раза. Данная информация сформирована на основании отчетов о налоговой базе и структуре начислений по местным налогам формы 5МН (срок представления отчета за 2012 год до 1 июля).

Таблица 2

тыс. рублей

Вид дохода, основание предоставления льгот

2010 год

2011 год

Отклонения

1. Общая сумма выпадающих доходов от предоставления льгот по земельному налогу, в т. ч.:от предоставления льгот по федеральному законодательству

от предоставления льгот по муниципальному правовому акту

126,0

104,0

22,0

689,0

318,0

371,0

563,0

214,0

349,0

2. Общая сумма выпадающих доходов от предоставления льгот арендная плата за земельные участки

-

-

-

Ставки земельного налога  по решению представительных органов поселений  снижены во всех поселениях в отношении земельных участков предназначенных для размещения  объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства и их офисных зданий  с 1,5 до 0,3 процента. Кроме того, в Парфинском городском поселении ставки снижены в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных)  для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, дачного хозяйства с 0,3 до 0,1 процента.

Диапозон налоговых льгот по земельному налогу, предусмотренных статьей 395 Налогового кодекса  Российской Федерации с 2011 года расширен решениями представительных органов поселений для следующих категорий налогоплательщиков:

-организации, реализующие инвестиционные проекты, одобренные администрациями поселений и соответствующие требованиям , установленным Правилами расчета с момента достижения полной окупаемости вложенных средств, расчетного срока окупаемости и определения иных особенностей применения льгот для организаций, осуществляющих инвестиционные проекты в Новгородской области, утвержденными постановлением Новгородской областной Думы от 29.01.1997 № 500-ОД;

-органы государственной власти и местного самоуправления, финансируемые за счет средств областного и (или) местных бюджетов;

-ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны.

Льготы по арендной плате за земельные участки не предоставлялись.

По состоянию на 01.01.2013 действуют 702 договора  аренды земельных участков, из них  126 заключено в 2012 году (на 01.012011 -672 договора, на 01.01.2012 – 763 договора).

В консолидированный бюджет муниципального района в 2010 году поступило 1914,7 тыс. руб. арендной платы за землю, в 2011 году- 1796,8 тыс. рублей, в 2012 году- 1542,6 тыс. рублей. Наблюдается устойчивая тенденция снижения доходов от  передачи в аренду  земельных участков в течение трех последних лет (85,9% к уровню 2011 года). Уменьшение данных поступлений обусловлено прекращением договоров аренды на земельные участки в связи с их выкупом в собственность собственниками расположенных на них объектов недвижимости. Так, за 2012 год выкуплено 36 таких земельных участка, в 2011 году – 41 участок. Кроме того, в 2011 году поступило 300 тыс. рублей  задолженности прошлых лет, в 2012 – 160 тыс. рублей.

Динамика изменения задолженности по арендной плате за земли в 2010-2012 годах представлена в Таблице 3:

Таблица 3 (тыс. рублей)

  На 01.01.2011 На 01.01.2012 Отклонения

(гр.3- гр.2)На 01.01.2013Отклонения

(гр.5-гр.3)

1

2

3

4

5

6

Задолженность по арендной плате за земли

199,2

225,8

26,6

127,2

-98,6

Начислены пени

1,4

19,4

18,0

6,9

-11,1

 

В результате проводимых мероприятий, количество должников среди юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по арендной плате ежегодно сокращается, так  на 01.01.2011 и 01.01.2012 годов  задолженность значилась за 11 арендаторами, а на 01.01.2013 сократилось до 4  (из них 2 – в стадии банкротства). Значительно сократилась и сумма задолженности по арендной плате, которая составила на 01.01.2013 года 127,2 тыс. рублей, что в 1,8 раза меньше, чем на 01.01.2012 года.

Следует отметить, что в 2010 и 2011 годах контроль над своевременным поступлением арендной платы в бюджет муниципального района был ослаблен, недоимка к общей сумме поступивших доходов составила 10,4 и 12,6 процентов соответственно. Условиями договоров аренды предусмотрено, что за нарушение срока внесения арендной платы начисляются пени за каждый день просрочки в размере одной  трехсотой, действующей ставки  рефинансирования Центрального банка РФ. Начисление пени производится по окончании очередного финансового года.

Объем доходов от  продажи земельных участков имеет тенденцию к увеличению с 232,5 тыс. рублей в 2010 году до 2673,7 тыс. рублей в 2012году (в 11,5 раза к 2010 году). Данному факту способствует увеличение объемов продажи земельных участков на торгах (Таблица 4):

Продажа земельных участков с аукционов

Таблица 4

                                      Тыс. рублей

2010 год

2011 год

2012 год

количество (кв.м)

сумма

количество (кв.м)

сумма

количество (кв.м)

сумма

Продажа земельных участков с аукционов в том числе

-

-

36,6

1366,4

29,5

2404,9

Земли сельскохозяйственного назначения

-

-

30,9

618,0

14

204,4

Для индивидуального жилищного строительства

-

-

5,7

748,4

11

1990,5

Для производственной деятельности

-

-

0

0,0

4,5

210,0

Доходы от продажи земельных участков всего

114,7

232,5

94,9

1 731,2

1009,6

2673,7

Удельный вес продажи земельных участков с аукционов в общем объеме доходов от продажи земельных участков (%)

-

-

38,6

78,9

2,9

89,9

 

Продажа земельных участков с аукционов увеличилась в 2012 году по сравнению с 2011 годов почти в 2 раза, удельный вес поступления доходов от продажи земли с аукционов в общем объеме доходов от продажи земли составляет в 2011 году 78,9 процента, в 2012 году 89,9  процента.

За 2011 год  с торгов  в собственность было продано 5 земельных участков, в консолидированный бюджет муниципального района от продажи земельных участков с торгов поступило 1366,4 тыс. рублей.

В 2012 году  проведено 6 аукционов по продаже земельных участков в собственность, продано 12 земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена на сумму 2404,9 тыс. рублей.

В рамках долгосрочной муниципальной  целевой программы «Развитие агропромышленного комплекса Парфинского муниципального района на 2010 – 2012 годы», утвержденной Постановлением Администрации муниципального района от 15.11.2010 года № 882 в бюджете муниципального района на 2011 год предусмотрены бюджетные ассигнования на проведение работ по оформлению документации на земельные участки, выделенные в счет невостребованных земельных долей земель сельскохозяйственного назначения в сумме 50,0 тыс. рублей.

По оформлению  невостребованных земельных долей  за 2010 – 2012 годы в районе проведена следующая работа:

- выверены списки участников по невостребованным земельным долям, выявлено 671 доля общей площадью 3229 гектаров;

- по невостребованным земельным долям опубликована информация в районной газете «Приильменская правда»;

- поставлены на кадастровый учет,  зарегистрировано право муниципальной собственности и переданы в аренду 64 доли (312 га). На остальные доли подготовлены документы для обращения в суд о признании права муниципальной собственности;

- на оформление кадастровых работ с оформлением межевых планов, образованных в счет невостребованных земельных долей в 2011 году направлено 223,0 тыс. рублей в том числе, в том числе из бюджета муниципального района - 50,0 тыс. рублей, 173 тыс. рублей за счет субсидии областного  бюджета, выделенной по  областной целевой программе «Государственная поддержка развития местного самоуправления в Новгородской области на 2009-2011годы».

Полномочия  по оформлению документации на земельные участки, выделенные в счет невостребованных земельных долей из земель  сельскохозяйственного назначения, включая проведение государственного кадастрового учета и признания права муниципальной собственности переданы городскому и сельским поселениям на основании федерального закона от 29.12.2010 года № 435-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения».

По мнению Контрольно-счетной палаты,  такой источник пополнения доходной части бюджета, как невостребованные земельные доли, используется не достаточно эффективно.

Начиная с 2012 года, в районе проводится работа по организации проведения работ по описанию местоположения границ населенных пунктов в координатах характерных точек и внесению сведений о границах в государственный кадастр недвижимости. На эти цели из областного бюджета в  2012 году были выделены субсидии бюджетам муниципальных районов для предоставления их бюджетам поселений в объеме 189,7 тыс. рублей, которые распределены между бюджетами поселений на условиях софинансирования в соответствии с установленным порядком. Объем софинансирования составил 14,3 тыс. рублей.  Проведены  работы по описанию местоположения границ населенных пунктов в координатах характерных точек и внесению сведений о границах в государственный кадастр недвижимости 21 населенного пункта (Парфинское городское поселение- 2населенных пункта, Федорковское сельское поселение – 12 населенных пунктов и Полавское сельское поселение – 7 населенных пунктов). В 2013 году планируется продолжить данные работы.

Во всех поселениях муниципального района  произведена установка программно - методического комплекса «Парус- Муниципальный учет 7»,  проведено групповое  обучение специалистов сельских поселений в форме семинара. Основная цель внедрения данного программного продукта - это повышение налогового потенциала муниципальных образований. На момент проведения контрольного мероприятия программно-методический комплекс в части земельных вопросов  практически не используется, загрузка данных ФГУ «Земельная кадастровая палата по Новгородской области» не произведена. Со слов работников поселений, осуществляющих учет земельных участков, электронно-цифровая подпись не прошла  аккредитацию в связи с недоработкой  разработчиков программного продукта. Электронная база по учету земельных участков ведется в программе «ЗУМО». В данной программе не предусмотрена актуализация налогооблагаемой базы  Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации (ИФНС) путем сверки данных в электронных базах  администраций поселений с данными государственных информационных ресурсов и загрузка данных, полученных из ФГУ «Земельная кадастровая палата по Новгородской области».

На основании вышеизложенного,  Контрольно-счетная палата вправе сделать вывод, что  ожидаемый конечный результат реализации   программного продукта «Парус- Муниципальный учет 7» не достигнут.

 

Проверка администрирования неналоговых доходов  от использования и продажи земельных участков

 

В соответствии с Бюджетным Кодексом  Российской Федерации за Администрацией закреплены полномочия главного администратора доходов бюджета муниципального района,  в которых  Отделу по управлению муниципальным имуществом поручается исполнение полномочий главного администратора доходов бюджета муниципального района по закреплённому перечню, обеспечение  уточнения невыясненных поступлений, контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты платежей в бюджет, сверок по доходам, зачисленным в  бюджет муниципального района, в том числе и по доходам от продажи и сдачи в аренду земельных участков в соответствии с действующим законодательством.

Контрольное мероприятие показало, что положение по администрированию доходов, предусматривающее организацию документооборота, порядок обмена информацией между Отделом, комитетом финансов муниципального района  и городским и сельскими поселениями не разработано (статья 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В проверяемом периоде Отделом  велась работа по решению вопросов  эффективного  использования муниципального имущества, управлению земельными ресурсами, созданию системы гарантированных поступлений в бюджет муниципального района платежей от сделок с недвижимостью.

Реестр муниципального имущества, где объектами учета являются  земельные участки, сформирован в электронном виде без использования программных комплексов. Осуществляется пообъектный учет арендованного имущества в компьютерной программе «Барс - аренда».

В муниципальном районе проводятся работы по переоформлению права постоянного (бессрочного) пользования земельных участков юридически лиц на право аренды (или  собственности). В отделе по управлению муниципальным имуществом района были составлены списки организаций, подлежащих переоформлению. В соответствии со статьей 20 Земельного кодекса Российской Федерации всем организациям разосланы письма о необходимости переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды (или собственности). На 01 января 2011 года в районе числилось 24 участка (148,64 га), подлежащих переоформлению. На 01 января 2013 года таких участков числится 14 (или 1,8 га). Все эти участки принадлежат Филиалу Новоблпотребсоюза «Старорусское райпо».

В соответствии со статьей 72 Земельного кодекса Российской Федерации муниципальный земельный контроль осуществляется органами местного самоуправления, в порядке, установленном нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления. Проверкой наличия данной нормативно- правовой базы в поселениях установлено, что в Полавском и Федорковском сельских поселениях приняты постановлениями администраций сельских поселений Положения о муниципальном земельном контроле (в Полавском  сельском поселении  30.04.2012, в Федорковском сельском поселении  15.04.2013). В Парфинском городском поселении положение о муниципальном земельном контроле на момент проверки не принято. Заключены соглашения о взаимодействии администраций поселений и Управления Росреестра по Новгородской области в сфере соблюдения земельного законодательства. Ежеквартально представляются заявки на проведение внеплановых проверок по выявленным нарушениям земельного законодательства. В 2012 году проведено 10 проверок (в Полавском сельском поселении -7, в Парфинском городском  поселении– 3) на предмет самовольного занятия и использования земельных участков  без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов. Выявлено 8 нарушений, по которым материалы направлены в Старорусское отделение Управления Росреестра по Новгородской области, к нарушителям применены меры административного воздействия.

При выборочной проверке договоров продажи земельных участков собственникам расположенных на них зданий, сооружений, установлено, что цена выкупа земельных участков по договорам, заключенным в период с 01.07.2012 по 30.07.2012 установлена в соответствии с Постановлением Администрации области от 17.12.2007 № 299 в размере 2,5 % от  кадастровой стоимости земельного участка, а следовало – 20 % от кадастровой стоимости земельного участка, согласно Постановления области от 30.07.2012 № 451. Так недополученная сумма по договорам  купли-продажи земельных участков  составила 2,7 тыс. рублей.

Выборочной проверкой начисления арендной платы, применения коэффициентов при ее расчете нарушений не установлено.

 

Анализ отчетных данных систем учета и управления земельным фондом

 

Анализ отчетных данных систем учета и управления земельным фондом (Приложение 2) показал, что общая площадь земель по муниципальному району составила 159112  га. Наибольший удельный вес в общем объеме земель в муниципальном районе занимают земли лесного фонда (71,4%) и земли  сельскохозяйственного назначения (18,7%).

Площадь земельных участков, находящихся в  муниципальной собственности составляет 129,8 га или 0,09 процента к общему объему земель. По состоянию на 1 января 2013 года значителен удельный вес земель, собственность на которые не разграничена  - 35426 га или 22,3 процента.

В собственности граждан на отчетную дату значится 4807  га или 3,0 процента от общей площади земель муниципального района, при этом 4012 га  (83,5%) – земли сельскохозяйственного назначения.

 

Выводы

1. Нормативно-правовая база, направленная на  регулирование вопросов  распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности муниципального района, а также земельными участками, которыми в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации вправе распоряжаться органы местного самоуправления, в целом урегулирована;

2. Увеличение коэффициентов  к кадастровой стоимости земельных участков (далее- коэффициенты) для определения арендной платы планируется на очередной финансовый год  в объеме не более прогнозируемого роста потребительских цен. В течение 2010 -2012 годов не производилось  увеличение коэффициентов  для земельных участков, предназначенных для размещения домов многоэтажной жилой застройки, домов  индивидуальной жилой застройки, гаражей и автостоянок для хранения индивидуального транспорта, для хранения автотранспорта для личных, семейных, домашних и  иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

3. Кадастровая оценка земель населенных пунктов  в Парфинском районе последний раз проводилась в 2008 году (постановление Администрации Новгородской области от 30 декабря 2008 г. № 497). Кадастровая оценка земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и  иного специального назначения осуществлялась в 2011 году, а земель сельскохозяйственного назначения в 2012 году;

4. Административные регламенты предоставления муниципальных услуг в части  земельных вопросов, разработанные до 2012 года,  требуют доработки и внесения изменений в них в связи с тем, что в перечне нормативно- правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с предоставлением услуг, имеются ссылки на законодательство, которое в настоящее время утратило силу (областной закон от 29.04.2002 № 39- ОЗ);

5. В нарушение пункта 4 статьи 395 Налогового  кодекса Российской Федерации, согласно которому  земельные участки, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного назначения, освобождаются от уплаты земельного налога, решением Совета депутатов  Федорковского сельского поселения от 12.11.2010 № 10 определена ставка земельного налога для объектов религии в объеме  0,3 процента от кадастровой стоимости земельного участка;

6. Анализ поступления доходов от использования и от продажи земельных участков показал, что  данные доходы  за проверяемый период увеличиваются, так в 2010 году  поступление составило - 3084,7 тыс. рублей, в 2011 году - 4186,6  тыс. рублей, в 2012 году - 5670,4 тыс. рублей.  Доля земельного налога в объеме налоговых и неналоговых доходов  постепенно снижается (с 30,4 % в 2010 году до 25,7% в 2012 году). Имеет место снижение удельного веса доходов от передачи  в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (с 62,1% в 2010 году до 27,0% в 2012 году).  При этом наблюдается устойчивый рост  доходов от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (с 7,5% в 2010 году до 46,6% в 2012 году), увеличилась продажа земельных участков с аукционов (с 78,9% в 2011 году до 89,9% в 2012 году к общему объему продаж)  ;

9. Объем выпадающих доходов консолидированного бюджета муниципального района от предоставления льгот по земельному налогу в 2011 году увеличился по сравнению с 2010 годом на 563,0 тыс. рублей или 5,5 раза в связи со снижением ставок земельного налога и расширением льгот по решению представительных органов поселений;

10.Недостаточно эффективно используются невостребованные земельные доли, как источник пополнения доходной части бюджета;

11. На момент проведения контрольного мероприятия программно-методический комплекс «Парус- Муниципальный учет 7»,в части земельных вопросов  практически не используется, загрузка данных ФГУ «Земельная кадастровая палата по Новгородской области» не произведена. Ожидаемый конечный результат реализации   программного продукта не достигнут;

12. В нарушение статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в Администрации муниципального района не разработано Положение по администрированию доходов, предусматривающее организацию документооборота, порядок обмена информацией между Отделом, комитетом финансов муниципального района  и городским и сельскими поселениями;

13. Реестр муниципального имущества, где объектами учета являются и земельные участки, сформирован в электронном виде без использования программных комплексов.

14. В нарушение статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 3 Федерального закона от 05.10.2001 года № 137-ФЗ работа по завершению инвентаризации земель и переоформления  права постоянного (бессрочного) пользования юридических лиц на право аренды или собственности на дату проверки не завершена (должна быть завершена до 01 июля 2012 года);

15. В нарушение статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации муниципальный земельный контроль осуществляется не достаточно. В Парфинском городском поселении положение о муниципальном земельном контроле на момент проверки не принято;

16. Выборочной проверкой начисления арендной платы, применения коэффициентов при ее расчете нарушений не установлено.

 

Предложения

 

Направить отчет  в Администрацию  муниципального района, Администрации Парфинского городского, Федорковского и Полавского сельских поселений и  предложить:

1.Отделу по управлению муниципальным имуществом Администрации муниципального района

- рассмотреть вопрос о внесении изменений в административные регламенты по предоставлению муниципальных услуг, в связи с тем, что в перечне нормативно- правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с предоставлением услуг, имеются ссылки на законодательство, которое в настоящее время утратило силу;

-проанализировать возможность оптимизации  коэффициентов  для земельных участков, предназначенных для размещения домов многоэтажной жилой застройки, домов  индивидуальной жилой застройки, гаражей и автостоянок для хранения индивидуального транспорта, для хранения автотранспорта для личных, семейных, домашних и  иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности с целью увеличения доходов от использования земли;

-усилить  контроль  за выполнением обязательств по договорам аренды земельных участков, с целью недопущения кредиторской задолженности;

- не допускать случаев нарушения нормативных правовых актов при осуществлении продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений, в части определения цены продажи земельных участков;

- разработать нормативный правовой акт, предусматривающий организацию документооборота, порядок обмена информацией между Отделом, комитетом финансов муниципального района  и городским и сельскими поселениями не разработано (статья 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации);

- активизировать работу  по разграничению государственной собственности на землю, регистрации прав собственности на земельные участки.

2. Администрации Парфинского городского поселения:

-разработать и принять нормативный правовой акт, определяющий порядок осуществления муниципального земельного контроля в поселении;

- проанализировать возможность оптимизации ставок земельного налога с целью увеличения доходов от использования земли.

3. Администрации Федорковского сельского поселения:

- принять меры по приведению в соответствие с законодательном (пункт 4 статьи 395 Налогового  кодекса Российской Федерации) налоговых ставок земельного налога, установленных решением Совета депутатов  Федорковского сельского поселения от 12.11.2010 № 10 «Об  установлении земельного налога»  в отношении земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного назначения.

4. Администрациям Парфинского городского, Федорковского и Полавского сельских поселений:

-обеспечить использование программных комплексов для создания базы данных о плательщиках земельного налога путем сверки данных в электронных базах  администраций поселений с данными государственных информационных ресурсов («Парус- Муниципальный учет 7»);

- активизировать работу  по регистрации  прав собственности на земельные участки;

         - ускорить работу по   вовлечению в оборот неиспользуемых земель, в том числе невостребованных земельных долей, земель сельскохозяйственных товариществ;

- усилить муниципальный земельный контроль с целью выполнения требований земельного законодательства.

        

Ведущий инспектор                                                                Е.А. Исакова    

 

 

 

 

 

 

Приложение № 1

Данные анализа удельного веса доходов от использования

и от продажи земельных участков в общей сумме налоговых и неналоговых доходов  областного (местного) бюджета

 

Виды доходов

2010 год

2011 год

2012 год

1. Налоговые и неналоговые доходы - всего (тыс. рублей), из них

89213,0

77548,8

94721,4

1.1 Доходы от продажи и от использования земельных участков - всего

сумма (тыс. рублей)

удельный вес (%)*

3084,7

3,5

4186,6

5,4

5670,4

6,0

 

1.1.1. Земельный налог

 

сумма (тыс. рублей)

удельный вес (%)**

937,5

30,4

658,9

15,7

1454,1

25,7

 

 1.1.2. Доходы от  передачи в аренду  земельных участков, находящихся в муниципальной собственности

 

сумма (тыс. рублей)

удельный вес  (%)**

-

-

9,7

0,2

 

1.1.3. Доходы от  передачи в аренду  земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена

 

сумма  (тыс. рублей)

удельный вес (%)**

1914,7

62,1

1796,5

42,9

1532,9

27,0

 

1.1.4. Доходы от продажи земельных участков, находящихся в муниципальной собственности

 

сумма (тыс. рублей)

удельный вес (%) **

-

-

30,4

0,5

 

1.1.5. Доходы от  продажи, государственная собственность на которые не разграничена

 

сумма (тыс. рублей)

удельный вес (%)**

232,5

7,5

1731,2

41,4

2643,3

46,6

*Удельный вес к общей сумме налоговых и неналоговых доходов

**Удельный вес к общей сумме доходов от использования и от продажи земельных участков

Приложение 2

 

Сведения о распределении земель 

по категориям земель  (по состоянию на 01.01.2013)

Категория земель Площадь

(гектар) В процентах от общей площади земель по муниципальному образованиюСельскохозяйственного назначения

28141

18,7

Населенных пунктов

2379

1,5

Промышленности

1085

0,7

Особо-охраняемых территорий и объектов

-

-

Лесного фонда

113601

71,4

Водного фонда

11090

6,0

Запаса

2816

1,7

Итого

159112

100

 

 

 

Сведения о распределении земель по формам собственности

(по состоянию на 01.01.2013)

гектар

Общая площадь

земель по муниципал-ному  обра-зованию

Площадь земель, находящихся:

Неразгра-ниченных

земель

в собст-венности

граждан

в собст-венности

юридических лиц

в собст-венности

Российской Федерации

в собст-венности

Новгород-ской  области

в муници-пальной

собствен-ности

159112

4807

4314

114298

137,2

129,8

35426

 

Сведения  о землях, находящихся в  собственности граждан

(по состоянию на 01.01.2013)

 

Категории земель, находящихся в собственности граждан Всего

гаЗемельные доли*

(площадь, гектар)Земельные доли

(количество, единиц)всегов т. ч. невостре-бованныевсегов т. ч. невостре-бованныеОбщая площадь по всем категориям земель всего, в т.ч.:4807872329171817607земли сельскохозяйственного назначения4012872329171817607земли населенных пунктов794----прочие1----

* указаны все земельные доли, а не только  оформленные в собственность (оформление в собственность земельных долей гражданами не закончено)

Сведения о наличии земель государственной (областной) и

муниципальной собственности 

(по категориям земель и по состоянию на 01.01.2013)

гектар

Категория земель

Форма собственности

Всего

областная  муниципальная
1.Земли сельскохозяйственного назначения

129,6

2.Земли населенных пунктов, в том числе

0,02

 в границах городских населенных пунктов

0,02

 в границах сельских  населенных пунктов
3.Земли промышленности и иного специального назначения, всего, в том числе:
 земли промышленности
земли железнодор. транспорта
земли автомоб. транспорта
 земли обороны и безопасности
 4.Земли особо охраняемых территорий и объектов
5.Земли лесного фонда
6.Земли водного фонда
7.Земли запаса
Итого земель

129,8